«Общественный контроль повышает доверие к госзакупкам». В МГЮА состоялся круглый стол по общественному контролю в госзаказе. 12 Октября 2015


8 октября 2015 г. в Московском государственном университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялся Первый научно-практический круглый стол «Общественный контроль в государственном заказе: потенциал и перспективы». Организаторами выступили Региональная общественная организация развития общественного контроля за контрактной системой в сфере закупок и Институт бизнес права Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Аудиторию гостей мероприятия составили представители государственных и муниципальных заказчиков, бизнес-сообщества, ученые, и будущие специалисты в области предпринимательского права – студенты и магистранты Института бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В приветственном слове Первый проректор Университета, доктор юридических наук, профессор, Елена Юрьевна Грачева отметила важность и актуальность темы круглого стола, и своевременность поднятой проблематики. «Наш Университет очень любит такого рода форматы: проведение круглых столов, конференций, всевозможных форумов. Мы очень рады гостям, мы рады тому, что наш Университет помогает создать площадку для обсуждения многих юридических проблем, и в том числе той, проблемы, которая обсуждается сегодня. Такого рода форумы позволят обсудить своего рода болевые точки и найти решение и развитие законодательства и, конечно, правоприменительной практики», - подытожила Елена Юрьевна.  


Также поприветствовав гостей и спикеров, адвокат, учредитель РОО РОККС Михаил Викторович Красильников, отметил символичность места проведения мероприятия – Университет носит имя Олега Емельяновича Кутафина, выдающегося отечественного ученого, который сделал большой вклад в развитие юриспруденции, являлся заместителем секретаря Общественной палаты РФ и участвовал в разработке Конституции РФ, которая заложила основу различных институтов гражданского общества, в том числе и общественного контроля.  

Екатерина Давидовна Тягай, кандидат юридических наук, директор Института бизнес права Университета, заметила, что в XXI веке, когда Россия находится на очень важном этапе своего развития, необходимо делать акценты на тех институтах гражданского общества, которые позволят сформировать характеристику государства, выгодно отличающую его на мировой арене. Одним из таких институтов, безусловно, является общественный контроль за контрактной системой.

После приветственного слова Екатерины Давидовны Тягай круглый стол был объявлен открытым. 

Первая сессия была посвящена нормативно-правовому регулирования общественного контроля в государственном заказе, тем проблемам, с которыми сталкиваются правоприменители. Открыл круглый стол Геннадий Валентинович Дёгтев, Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике.   

 «Институт общественного контроля появился исходя из потребности формирования доверия к государственным закупкам. Потому что это институт, который, действительно востребован, у него нет альтернативы. В обществе должно прорастать само понимание, что такое государственный заказ, для чего он формируется, и какие цели он преследует», - именно так расставил акценты в своем выступлении Геннадий Валентинович. Руководитель Тендерного комитета рассказал об опыте Москвы по развитию общественного контроля в госзаказе, в частности – о проекте «Биржа торгов»

Геннадий Валентинович поделился информацией о том, что цель этого проекта, в первую очередь, - создать возможность услышать конкретных профильных экспертов, которые могут оценить, насколько корректно сформирована закупка и насколько актуальна и исполнима та потребность, которая определена для реализации. Завершая свое выступление, Геннадий Валентинович пригласил к сотрудничеству экспертов, представителей общественных организаций и представителей профессиональных сообществ. 

Далее слово было предоставлено доктору юридических наук профессору кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета Любови Васильевне Андреевой. В выступлении сразу были обозначены основные вопросы: (1) какими нормативно-правовыми актами, помимо Закона о контрактной системе, регулируются отношения по осуществлению общественного контроля; (2) насколько хороши правила, регулирующие данные отношения, и (3) возможно ли на основании уже имеющихся правил эффективное проведение общественного контроля, в том числе при участии граждан. Проведя подробный анализ норм, спикер заключила, что правила об общественном контроле в Законе о контрактной системе нуждаются в совершенствовании, а наиболее предпочтительной формой участия граждан в общественном контроле является участие в составе общественных организаций. 

С достаточно резкой позицией в отношении общественного контроля в госзаказе выступила Ольга Александровна Беляева, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. «При проведении общественного контроля, и наших размышлениях о том, как оптимизировать регулирование этого вида деятельности, нужно подумать об интересах самого заказчика», - начала свое выступление Ольга Александровна.

Разделив полномочия общественного контроля на (а) всевозможные запросы информации, и (б) подачу жалоб на действия заказчиков в антимонопольные органы, О.А. Беляева, выразила обеспокоенность: «Если в полной мере реализовывать полномочия общественного контроля, то возникает вопрос, когда же заказчику заниматься своей основной деятельностью?». По результатам рассмотрения нескольких практических примеров слушателям было предложено самостоятельно сделать выводы относительно полезности института общественного контроля.

Модератор сессии Екатерина Давидовна Тягай отметила, что такие опасения небеспочвенны, однако, являются следствием неразработанности правовой базы, ради совершенствования которой и организовано данное мероприятие. 

Дмитрий Михайлович Илюшин, эксперт в области публичного права, представитель Института управления закупками НИУ ВШЭ, продолжил выступление спикеров сессии.   

«Я полностью согласен, с постановкой вопроса об участии граждан в общественном контроле, так как законодатель упомянул граждан в 102 статье Закона и тут же про них забыл. Однако, учитывая другие федеральные законы, Закон №44-ФЗ ни чего нового не создает», - отметил эксперт. «Необходимы другие предметы обсуждения, т.е. если мы видим, что асфальт кладут в лужу, нам не нужно читать конкурсную документацию, огромный закон и бесконечные постановления Правительства РФ, гражданин должен понимать куда пожаловаться, и что будет дальше», - подвел черту под выступлением Д.М. Илюшин. 



Стоит отметить, что во время обсуждения последовала реплика из зала по поводу Закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля» от участника рабочей группы по созданию данного закона Алексея Дейнеко. «Если мы говорим сегодня о перспективах, то, думается, в скором времени мы сможем говорить о такой подотрасли права, как законодательство об общественном контроле. Различные направления общественного контроля должны делиться опытом, возможно через какие-либо интернет ресурсы, которые могут выступать и как место для публикации отчетов, так и как средство саморегулирования», - завершил спикер. 

Далее, после небольшого перерыва последовала вторая сессия, посвященная правам и обязанностям субъектов общественного контроля. Поприветствовав участников и гостей круглого стола слово взял Валерий Евгеньевич Белов, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Университета. Ученый отметил, что необходимо учесть специфику, подойти очень внимательно к тому, чтобы разработать и внести соответствующие поправки в Закон №44-ФЗ, принять соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся общественного контроля в области госзаказа. Детально разобрав формы общественного контроля, предусмотренные Законом №212-ФЗ, В.Е. Белов выделил те, которые могут быть применены в сфере контроля госзаказа, однако, они требуют корректировки с учётом специфики области. 

Проблемы соотношения частного и публичного права, а также сомнения в реальном существовании общественного контроля в сфере государственного заказа, стали темой выступления Владимиры Владимировны Долинской, доктора юридических наук, профессора кафедры гражданского права Университета. Спикер отметила нестыковки в Законах №212-ФЗ и №44-ФЗ, а также подчеркнула, что нормы сформулированы таким образом, что заявителю обязательно нужно найти не просто нарушение закона, но и обозначить, чьи конкретно интересы нарушены, в результате чего остается непонятным, насколько это принципиально и для обращения в суд, и для защиты прав в административном порядке. «Если общественным контролем будут заниматься профессионалы, экономия будет налицо, если же мы будем заниматься сутяжничеством, пользы это не принесет никому», - заключила спикер.    


Проблему профессионализма общественных контролеров подхватил Владимир Геннадьевич Рябов, кандидат физико-математических наук, генеральный директор Некоммерческого партнерства «Гильдия субъектов деятельности в сфере торгов». Отметив, что государство в профстандартах устанавливает высокие требования к общественным контролерам, спикер видит выход в повышении качества и эффективности общественного контроля, во-первых, в профессиональной подготовке контролеров, а во-вторых, в объединении общественников в саморегулируемые организации. 

В свою очередь Андрей Владимирович Вальчук, ведущий эксперт аналитического отдела Оператора Официального Общероссийского сайта – ЗАО «МЦФЭР», поставил задачу в своем выступлении реабилитировать процедуру общественного обсуждения крупных закупок. «На текущий момент, это единственная процедура из процедур общественного контроля, которая хоть как-то регламентирована. И, кстати, именно в рамках этой процедуры граждане в полной мере могут участвовать в процедуре общественного контроля. Этот единственный механизм общественного контроля имеет все перспективы чтобы работать, несмотря на некоторые свои недостатки», - подытожил А.В. Вальчук.  

В заключении сессии последовала интересная реплика из зала. Виталий Кикавец сравнил общественных контролёров с дружинниками, и выразил пожелание не демонизировать их, помня о том, что общественный контролер – это наблюдатель, который в случае выявленных нарушений сообщает о нарушениях в соответствующие органы.


В заключительной третьей сессии, обсуждались вопросы практической реализации общественного контроля в области государственного заказа.

Сессию открыли представители Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Евгений Большаков и Ольга Денченкова. «Каждый раз, когда сталкиваешься с профессиональным проявлением общественного контроля, понимаешь, что это, грубо говоря, «заказ». С другой стороны, когда жалоба подается по принципу «я не хочу, чтобы эта дорога проходила здесь», есть понимание, что это не то, что должно развиваться. Поэтому представляется, что заниматься общественным контролем должны способные к этому профессионалы», - высказался Евгений Большаков. «Есть такая форма общественного контроля, как обращение в суд. Здесь не совсем понятен механизм реализации. Во-первых, непонятен процессуальный статус истца, который обращается в защиту интересов, во-вторых, на практике, при оспаривании торгов суды смотрят на возможность восстановления нарушенного права. И суды не идут на применение реституции и признание контрактов недействительными. С этой точки зрения механизм требует совершенствования», - высказалась Ольга Денченкова.

Кузьма Кичик, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ, уверен, что без общественного контроля обойтись невозможно, так как ФАС России не справляется: как показывает статистика, ведомство может проверить 0,3% всех закупок. «Что касается обжалования гражданами закупок, да в Законе 44-ФЗ не написано, что они могут подавать жалобы, но нигде не написано, что не могут, поэтому я ни каких препятствий не вижу», - завершил свое выступление Кузьма Валерьевич. 

Завершило сессию выступление Максима Владиславовича Дюканова, Председателя правления РОО РОККС: «Мы возлагаем надежды на 102 статью закона №44-ФЗ, но, что примечательно, в своей деятельности, отправив запросы в ФАС России и одно из территориальных управлений ФАС с просьбой разъяснить объем полномочий, мы получили противоположные ответы, поэтому диалог, который состоялся сегодня, очень своевременен». 

В завершении круглого стола организаторы, поблагодарили партнеров – НОУ «АртАлекс»,  МЦФЭР и организацию Элкод,  а также всех собравшихся и выразили надежду на то, что такие мероприятия станут традиционными, отметив, что обобщенные и систематизированные результаты круглого стола будут направлены в исполнительные и законодательные органы власти. 


Пресс служба РОО РОККС


напишите нам!
Специалисты РОККС рассмотрят ваше обращение и обязательно с вами свяжутся в кратчайшие сроки.












© 2018 «РОККС»
+7 (903) 262 58 99
119192, г. Москва,
Мосфильмовская,
40А