«В обществе должно прорастать понимание сути государственного заказа. Тогда будет иметь смысл говорить об эффективном влиянии общественного контроля на закупочную деятельность. Сегодня для Москвы эффекты, которые приводят к реальной экономии бюджетных средств, сконцентрированы в плоскости планирования и межведомственного согласования процедур закупки. Общественный контроль является одним из инструментов, но активность общественности, если брать во внимание комментарии по крупным процедурам на общероссийском сайт закупок, крайне низкая. Поэтому в Москве появился проект, благодаря которому обсуждение закупок параллельно режиму онлайн идёт и в оффлайн-формате», - сказал Г. Дёгтев.
В качестве примера он привел проект «Биржа торгов», который Правительство Москвы запустило в декабре 2014 года.
«Цель проекта – в открытой и доступной форме рассказать жителям города о том, что закупает Москва, как формируются цена и условия контрактов, кто может претендовать на их заключение. У заказчиков, поставщиков и представителей экспертного сообщества есть возможность ведения диалога на этапе планирования закупки, высказывать свои опасения и предложения», - сказал Геннадий Дёгтев.
Московский опыт очень важен для страны в целом и для регионов, в частности, подчеркнула доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета им. О. Е. Кутафина Любовь Андреева.
«Общественный контроль - новый институт, который был предусмотрен законодательством о контрактной системе, в том числе при нормативно-правовом регулировании. Основная статья за номером102 провозглашает участие граждан и общественных объединений. Но никаких конкретных правил этого участия в законе о контрактной системе не прописано», - констатировала Л. Андреева.
По ее мнению, необходимо совершенствовать закон, так как общественный контроль должен развиваться.
Разделила мнение коллеги о несовершенстве закона в части общественного контроля доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Ольга Беляева.
«Сегодня в российской системе закупок существуют только зачатки общественного контроля. При этом имеет это явление, порой, гипертрофированные формы и переходит в троллинг заказчиков. На практике приходится сталкиваться с тем, что многие коммерческие организации заинтересованы в сотрудничестве с общественными контролёрами, но движет ими далеко не благая цель сэкономить государственные деньги, а свои интересы», - заключила О. Беляева.
Участники дискуссии, организованной региональной общественной организацией развития общественного контроля за контрактной системой в сфере закупок (РОО РОККС) и Института бизнес права МГЮА, обсудили правовую основу для общественного контроля в сфере закупок, высказали свои точки зрения по поводу влияния результатов общественного контроля на реформу государственного заказа.